top of page
Lola_method_about.jpg

О Методе

Digital Theatre+

Автор статьи Лола Коэн

ПРЕДИСЛОВИЕ
Ли Страсберг (1901-1982) родился в селе Буданов на территории бывшей Австро-Венгерской
Империи (сейчас это территория Украины), а в 1908 году эмигрировал в США. Ли Страсберг считается «Отцом Метода” в Америке; он был выдающимся педагогом, режиссёром, продюсером и актером, сооснователем Театра «Групп», Художественным руководителем Актерской Студии, сооснователем (вместе с Анной Страсберг) Института театра и кино Ли Страсберга в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, а также основным спикером на 100-летнем юбилее Станиславского в Москве, СССР. Лекции Страсберга были опубликованы в книге «Ли Страсберг в Актерской Студии» (1980). Он стал автором книги «Сочиненные чувства: Развитие Метода» (книга была опубликована в 1988 после его смерти). Страсберг получил докторскую степень и был награждён звездой на Голливудской Аллее Славы, а также был номинирован на Оскар за лучшую роль второго плана в фильме «Крестный отец-2» (1974). Страсберг был главным представителем актерской игры по Методу - когда актеры используют свой собственный эмоциональный опыт и эмоциональную память при подготовке к «проживанию» роли. Личные архивы Страсберга хранятся в библиотеке Конгресса в США. Его идеи и сам Метод продолжают быть важным творческим инструментом в обучении актерскому мастерству по всему миру.


ИСТОРИЯ
Ли Страсберг оказал огромное влияние на актёрское мастерство в Америке: в театре, кино и
на телевидении. Из своих идей он создал конкретную дисциплину, для того чтобы развивать
весь потенциал актера. Актеры используют тренинг Ли Страсберга, чтобы уметь «правдиво жить» на сцене в предлагаемых обстоятельствах пьесы путём активизации органов чувств и воображения.
Тренинг дает инструменты, которые помогают стимулировать творчество актера в момент работы над ролью - то творческое самочувствие, на которое можно полагаться и которое можно «вызывать» по собственной воле, когда необходимо. В основу цепочки упражнений на сенсорную и эмоциональную память Ли Страсберга положены идеи Константина Сергеевича Станиславского (1863-1938). Упражнения призваны разрешить то, что оба этих практика театра определили как главную проблему актера, а именно - быть способным одновременно испытывать настоящие чувства и при этом контролировать все, что необходимо эмоционально и физически сделать в сцене.
Театральная жизнь Страсберга началась в 1922 году, когда он присоединился к группе
актеров-любителей в студии Искусств и Драмы социального центра на Кристи стрит в Нью-
Йорке. Он играл в пьесах и начал режиссировать, экспериментируя с различными стилями и
жанрами. Потом Страсберг записался в театральную школу Clare Tree, где обучали актерскому мастерству, балету, сценической речи и Шекспиру. Неудовлетворенный консервативностью школы, он стал обучаться Системе Станиславского у Ричарда Болеславского (1889- 1937) и Марии Успенской (1876-1949), актеров МХАТа, которые эмигрировали в Нью-Йорк и основали Американский Лабораторный Театр, куда Страсберг поступил в 1924 году. Система Станиславского произвела революцию в сфере актерской подготовки и проложила путь к более правдивому и более надёжному актерскому переживанию. Система была фундаментом МХАТа, основанного в 1898 году Станиславским и Немировичем-Данченко (1858-1943). Во время гастролей МХАТа сезона 1923/24 гг. в Нью-Йорке Страсберг ходил на спектакли и видел ансамбль выдающихся актёров, которые играли как главные, так и второстепенные роли. Они играли пьесы А. П. Чехова (1860-1904), М. Горького (1868-1936), Ф.М.Достоевского (1821-1881), Карло Гольдони (1707-1793), Кнута Гамсуна (1859-1952), Генрика Ибсена (1828-1906) и А. Н. Островского (1823-1886). Страсберг был глубоко потрясён их силой и простотой. Он увидел гениальность Станиславского и почувствовал себя ответственным продолжить его работу. В том же сезоне Страсберг увидел знаменитую итальянскую актрису Элеонору Дузе (1858-1924) в спектакле по пьесе Ибсена «Женщина с моря». Он видел Джона Бэрримора (1882-1942) в Шекспировском «Гамлете» и русского оперного певца Фёдора Шаляпина (1873- 1938) в опере «Борис Годунов». Страсберг начал мечтать о жизни в театре и в это же время
стал запоем читать книги, слушать классическую музыку и оперу – эти увлечения он пронёс через всю жизнь.
На Страсберга также оказали влияние идеи великого ученика Станиславского - Евгения
Вахтангова (1883-1922), русского актера и выдающегося режиссёра направления «Фантастический реализм», в честь которого назван Театр им. Евгения Вахтангова, а также идеи Мейерхольда (1874-1940), русского актера, знаменитого режиссёра и создателя «Биомеханики».

В 1925 году Страсберг дебютировал как актер в спектакле «Процессия» Театра «Гилд» в Нью-
Йорке. Там он познакомился с Харольдом Клерманом (1901-1980) и Шерил Кроуфорд (1902-
1986), вместе с которыми основал Театр «Груп» в 1931 году, уникальный американский театр
по модели МХАТа. У Театра «Груп» была постоянная труппа, играющая современные пьесы,
в которых были выражены прогрессивные взгляды, отражающие социальную и политическую
нестабильность 1930-х годов, времен депрессии. Театр «Груп» оказывал сильное влияние на
культуру того времени. В основе главного подхода к постановке спектаклей Театра «Груп»
была Система Станиславского, преподаваемая Страсбергом. Из Театра «Груп» вышли новые
драматурги - Клиффорд Одетс и Уильям Сароян, актеры - Лютер Адлер, Стелла Адлер,
Моррис Карновски, Ли Джей Кобб, Фрэнсис Фармер, Джон Гарфилд, Элиа Казан, Сэнфорд
Майзнер, Берджесс Мередит, Пола Миллер (вторая жена Страсберга), Роберт Льюис и Франшо Тоун. Страсберг ушёл из Театра «Груп» в 1937 году и продолжил режиссировать пьесы на Бродвее, а также давал частные уроки в Карнеги Холле и в Новой Школе социальных исследований.
В 1948 году Страсберг пришел в Актерскую Студию, а в 1950 году стал ее Художественным
руководителем и пробыл на этом посту до самой смерти в 1982 году. Актерская Студия - это
некоммерческая организация для профессиональных актёров, которая позволяет им работать
над своим ремеслом наедине с коллегами и ведущими занятий. Страсберг был ведущим
занятий, режиссёром и сопродюсером удостоенных наград спектаклей Актерской Студии. Он
также ввёл режиссёрское отделение, чтобы обучать режиссеров.


В 1969 был основан Институт театра и кино Ли Страсберга. В Институте Методу обучаются
актеры со всего мира.


Мировое принятие и использование Метода росло с успехом его последователей:
ряд знаменитых американских актеров, режиссёров и писателей, включая таких, как Джеймс
Болдуин, Энн Банкрофт, Эллен Берстин, Джеймс Дин, Роберт Де Ниро, Салли Филд, Джейн Фонда, Дастин Хоффман, Деннис Хоппер, Элиа Казан, Мартин Ландау, Стив МакКуин, Мэрилин Монро, Пол Ньюман, Майк Николс, Аль Пачино, Джеральдин Пейдж, Сидни Пуатье, Ким Стэнли, Барбра
Стрейзанд, Кристофер Уокен, Йлай Уоллак, Теннесси Уильямс и Шелли Уинтерс – были номинантами, а многие из них награждены премиями Оскар, Тони и Эмми.


ЦЕЛИ
Хотя Страсберг был режиссёром и актером, его основным призванием было преподавание
актерского мастерства и развитие таланта. Он посвятил жизнь решению проблем, с которыми
актеры сталкиваются в работе: вдохновение, чувство правды, спонтанность, предвосхищение
и повторение. Страсберг анализировал и точно указывал актёру на его проблемы и предлагал
решения, как от них избавиться. Он часто говорил на занятиях: «Я не даю вам талант, я
требую его от вас».
Страсберг настаивал на том, чтобы актеры знакомились и с другими видами искусств. Живопись, музыка, литература, история театра, наука и психология должны наполнять работу актёра. Он советовал актерам заниматься йогой или тай-чи, чтобы нарабатывать силу и концентрацию.
Страсберг изобрёл упражнения, которые тренируют актеров погружаться в роль, с истинными
чувствами и психологически глубоким поведением, для того чтобы повлиять на зрителей. Он
говорил, что актёры должны понимать и контролировать природу своего актерского «инструмента» - под этим словом он понимал разум и тело актера. Он верил, что ежедневное выполнение физических и эмоциональных упражнений приведёт к более правдивой игре.

Актер живёт и играет здесь и сейчас, присваивая роль, чтобы добиться желаемых результатов. “В других техниках актёрского мастерства тут же начинают разбирать сцены и их интерпретации. Мы готовимся прямо противоположно. Даже если вы знаете, что нужно сделать в сцене, это не означает, что вы сможете это сделать. Для того чтобы правдиво передать требуемые в сцене смыслы, необходима способность расслабляться по собственной воле и использовать внутреннюю концентрацию и осознанность». (Страсберг, цитата в книге Коэн, 2010, стр. 5).


Цель упражнений Страсберга - улучшить способность к расслаблению и концентрации. Расслабление и концентрацию Ли Страсберг считал необходимыми условиями хорошей актерской игры: “Мы расслабляемся, чтобы обрести контроль над телом, и мы концентрируемся, чтобы обрести контроль над разумом». Он считал, что в классе необходимо делать Упражнение на
Расслабление, а также его необходимо делать как подготовку к репетициям, кастингам и спектаклям для достижения, как говорил Станиславский, а впоследствии и Страсберг, «творческого самочувствия».
Одной из целей Страсберга было помочь актерам идентифицировать свои физические и эмоциональные привычки и избавиться от них, так как у персонажей может не быть таких привычек. Эта манерность будет препятствовать выразительности, приведет к имитации и переигрыванию или фальшивому киванию головой в такт словам. Страсберг учил, что, развивая органы чувств, актер приобретает навыки для создания персонажа путём воплощения его «зерна» или сути. Тогда возникает правдивое поведение, которое наполняет обстоятельства пьесы и проливает свет на слова и намерения драматурга, которые были священны для Страсберга. Он разработал процесс репетиций, который отличался от «репетиции вокруг стола», как это обычно принято. Как только проведены предварительные исследования, сцены и диалоги импровизируются. Этот процесс ведёт к более глубокому пониманию отношения актера к тексту и подтексту.
Страсберг создал упражнение на Аффективную, или Эмоциональную память, основанное на
работе Станиславского и французского психолога Т. Рибо, который ввёл термин «аффективная память». Это упражнение сделано для того, чтобы актер мог заново прожить значимое событие из своего прошлого, а потом использовать эти правдивые эмоции, чтобы сыграть кульминационный момент в пьесе, вызывая чувства по собственной воле. Актер описывает событие с помощью пяти органов чувств, не рассказывая при этом саму историю, используя только сенсорные описания, чтобы подключиться к реальности. Выбранное событие может терять силу, поэтому важно работать с несколькими воспоминаниями, чтобы у вас было широкое разнообразие эмоций, которые можно повторить, когда необходимо, для того чтобы наполнить предлагаемые обстоятельства пьесы.


Страсберг чувствовал, что должен преподавать Метод и режиссёрам. Он основал режиссёрское отделение в Актерской Студии и в Институте театра и кино Ли Страсберга. Он был режиссёром и со-режиссёром более 20 спектаклей различных стилей и жанров. Он также верил, что оценка самого себя, своей игры - необходимое условие для совершенствования своего мастерства и что из неудач можно извлечь много уроков. Он заметил, что, по сравнению с актерскими тренингами, для режиссёров печаталось очень мало учебного материала. Были книги по режиссуре, написанные режиссерами, где каждый из них говорил о своём конкретном подходе, но в этих книгах не было системы, которую можно было бы изучать на предмет - как режиссировать и при этом использовать свой собственный стиль и своё мастерство. Страсберг ставил своей целью с помощью Метода помочь режиссёрам сформировать своё видение, сделать событие живым и понять зерно пьесы и
каждого персонажа. Он верил, что это также совершенствовало подбор актеров, сценографию,
декорации, музыку и выбор света для создания живой реальности для зрителей. По его мнению, режиссер служит мостом между текстом и актёрами, проливая свет на возможности, заложенные в сцене или пьесе.


ПРАКТИКА
Страсберг изобрёл свои собственные упражнения, чтобы дать актерам уникальный язык,
позволяющий исследовать жизненные ситуации с помощью пяти органов чувств и использовать этот опыт в актерском мастерстве. Занятия обычно длились 4 часа. Первые два часа были посвящены работе актера над собой и состояли из упражнения на расслабление, а также из упражнений на сенсорную память - каждому студенту он давал своё определённое упражнение. Последующие два часа были посвящены работе над ролью, работе над сценами и монологами.


Упражнения Метода тренируют актеров развивать и обострять органы чувств, для того чтобы
воссоздавать и представлять объекты, места, людей и события, исследуя, что можно увидеть,
услышать, потрогать, почувствовать на вкус и запах. Необходимо пробудить пять органов
чувств, они должны быть наготове, чтобы можно было использовать их, когда потребуется.
Страсберг преподавал упражнения в конкретной последовательности, от простого к сложному. Примеры упражнений включают: Расслабление, упражнения на Сенсорную память, такие как «Утренний напиток», «Зеркало» / «Макияж» / «Бритьё», «Острый вкус» и «Резкий запах», «Три кусочка ткани», «Общие ощущения тела» (например, «Душ» или «Ванна», «Экстремальная жара» или «Холод»). Остальные упражнения на сенсорную память вызывают эмоциональный отклик. Это такие упражнения, как: «Личный предмет», «Наедине с собой», «Место», упражнение на Эмоциональную память, «Замена» и комбинации упражнений.


Актер исследует, что можно испытать посредством каждого органа чувств, когда пьёшь утренний напиток, например, или воссоздаешь свою детскую комнату, дорогой сердцу предмет, сильный холод, хороший или плохой запах. Чувства и ощущения, которые при этом появляются, можно вызывать снова и использовать в актерской игре, когда необходимы именно такие чувства.
Во время эмоциональных упражнений вы подключаетесь к сильным воспоминаниям, для того чтобы создать внутреннюю психологическую жизнь персонажа. Есть ещё упражнения - это «Песня и танец», которое было разработано Ли с целью помочь актерам определить свои привычки и избавиться от них, упражнение «Картина» и упражнение «Животное». После сбора данных о жизни своего персонажа и об эпохе, которая составляет предлагаемые обстоятельства пьесы, актеры выбирают, какие упражнения использовать для роли.
Страсберг подчеркивал, что актёру следует определить, чем его персонаж похож на него и чем отличается, и постараться провести слияние своего собственного личного опыта с личным опытом персонажа. Он часто говорил, что если вас выбрали на роль, потому что вы очень похожи на персонаж, тогда не используйте Метод.


«Актерское искусство - это в первую очередь создание персонажа, а не чтение строчек или
разыгрывание сцены… Вы должны задать себе много вопросов о персонаже, которого играете. Чтобы нащупать правду, спросите себя, что бы персонаж делал в каждой конкретной ситуации, а не что бы вы делали... Ищите противоположное в персонаже. Если вы играете хорошего человека, найдите, где он плохой. Если вы играете отрицательного героя, найдите, в чем он положительный. Когда играете вора, ищите в нем и героя тоже.” (Страсберг, цитата в книге Коэн, 2010, стр. 43-44).


Метод полагается на процесс импровизации с целью найти выразительное поведение и
представить жизнь персонажа вне пьесы, представить, что персонаж мог бы делать до и после сцены - для сохранения непрерывности его поведения. Страсберг настаивал, чтобы актеры не сдавались и искали правду, становились гибкими и излучали уверенность, наработанную в результате сознательной подготовки. Когда Страсберга спрашивали, что такое игра по Методу, он говорил: Игра по Методу - это то, что все актёры всегда делали, когда играли хорошо.

О методе: About
bottom of page